Развернуть | Свернуть

Translate page

Increase text size Decrease text size

Новости

17.05.2023

Уважаемые читатели сайта, представляем вам новую книгу Анатолия Ахутина HOMO EUROPAEUS

Google составляет рейтинг сайтов на основе поведения пользователей на них. Понижает рейтинг: Зайти и тут же выйти, никуда не кликнув. Повышает рейтинг: Зайти, пару раз кликнуть по ссылкам сайта и выйти через ссылку рекламодателя.

Ошибка? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter


Возможна ли победа фашизма в Советском Союзе?1

Для начала – несколько слов об исторической локализации «фашистского», или, может быть, точнее – «национал-социалистического» феномена. Не думаю, что феномен этот следует искать в неких «давнопрошедших» временах, – мы сразу же утонем в безответственных, хотя и соблазнительных внеисторических аналогиях и ассоциациях. Все будет похоже и все – совсем другое. Но не следует ограничивать этот Феномен и наличными формами гитлеровского национал-социализма, или – с соответствующими изменениями – сталинизма... Предполагаю, что феномен фашизма (во всех его – уже бывших и еще возможных разновидностях) – органический – увы! – феномен XX века.

В этом плане вдумаемся в две основные проблемы.

Во-первых, к сожалению, очень кратко, – в глубинные социальные предрасположенности к фашизму в XX веке.

Во-вторых – более детально – продумаем социально-психологический «синдром» фашистской умонастроенности, точнее - не умо..., но, если так можно сказать, - «экстазо-настроенности».

Думаю, что очертив эти два «схематизма» мы ближе подойдем к ответу на исходный вопрос: является ли фашистско-образный феномен реальной опасностью в нашей стране на исходе XX века?

Итак, вкратце, – о первом «схематизме»: о социальной предрасположенности «национал-социализма» как массового явления.

Этот схематизм – источник самых страшных судорог XX века. Но он же – в ином повороте – источник самых больших надежд.

Речь идет вот о чем. В XX веке рушится тот стереотип социальной детерминации, что лежал в основе марксовой социологии. В чудовищных сдвигах мировых войн и революций, в пароксизмах безработицы и экономических катастроф (10-20-е годы) все более бесповоротно разрушались те твердые социальные связи, бытовые «навечности», что прочно определяли судьбу, сознание, стереотипы поведения миллионов людей. Из этих прочных луз человек – каждый по одиночке – выбрасывался в окопы сражений, на нары лагерей, в подземелья безвыходных ночлежек. Сознание человека не столько определялось его неизменным бытием в социальных нишах, сколько – судорожными формами изменения его бытия, трагическими формами одиноких и случайных выборов.

Люмпен, – какого-то необычного, невозможного, вне-культурного типа, – становится основной социальной фигурой этого времени (главным образом – первой трети века, но для нас – также и конца столетия). Но человек, вырванный из прочных социальных «матриц», остается наедине с собой, вынужден ежедневно решать за себя, – решать свою жизнь и свою смерть. Такое решение, такой выбор предельно непривычны, страшны, невозможны, – впору скорее убежать от себя, от собственной ответственности и укрыться от ветров истории в спасительных загонах псевдо-коллективности, – в загонах любой степени надуманности и в неисторичности. Убивать, казнить, растлевать, – но не от своего имени, не от своего лица. Вот один из общих корней фашистско-подобной фанатичности XX века.

(Но тот же вызов «самостоянья», предельной индивидуальной ответственности за исторические судьбы – становится для человека, способного выдержать предельный риск свободы, бытия наедине с историей, – основой всех сил, противостоящих фашизму, основой культуры XX века.)

Пока об этом достаточно. Я еще вернусь к этой теме в конце своих размышлений.

Теперь о тех социально-психологических импульсах, что возникают на этой вязкой и постоянно все поглощающей социальной трясине.

Прежде всего – это страх одиночества, «бегство от чуда» индивидуальной – страшно трудно выносимой – исторической ответственности. Возникает лозунговый экстаз: «против индивидуальности, за единый высший дух: расы, массы, класса». Этот экстаз и должен спасти от личного самостояния. Тут идут в дело подручные традиции. В Германии такой традицией, облегчающей переход к фашистскому умонастроению выступало стремление к железному Порядку, когда освященный схематизм поведения сам за себя должен все решать и все искупать.

России – такая историческая опора – пережитки общинных сцеплений и круговой поруки. Снова, но совсем по-другому облегчается отказ от ответственного и рискованного одиночества, от всех норм личной морали. Замечу в этой связи, что с рабочим классом дело также не так просто и оптимистически обстоит, как предполагал Маркс. В значительной мере, и в фашистской Германии, и в нашей стране опора на социальную психологию Пролетариата связана с тем, что сила рабочего класса – в слитности, в совместности. Рабочий силен в коллективе, но каждый в отдельности, «выдвинутый» наверх, или обрушенный вниз, он теряет свои особенности, легко поддается страху остаться наедине с собой. Сила рабочих (я говорю о рабочих классического до-автоматического производства) – это чувство локтя, но не сила самоустремленной, самоотстраненной деятельности. Это – во многом – объясняет ориентацию на обожествление рабочего класса (особенно – в процессе его люмпенизации) в различных протофашистских структурах.

Теперь – второй социально-психологический импульс фашизации массового сознания в XX веке. Это – судорожная устремленность против разума, сладострастная подмена разума вожделенным классовым или расовым инстинктом. Во мне решают какие-то, мне неподвластные, – инстинктивные, подсознательные силы. Такая жесткая позиция – «не хочу быть разумным, бегу от сомнения и рефлексии!», такая установка на инстинкт, на языческую силу крови, или на классовую детерминацию – оказывается существенным моментом прото-фашистского синдрома.

Третий момент, на который мы как-то совсем мало обращаем внимание, но который крайне существенен – особенно сейчас, в современной советской ситуации. – В период тотального кризиса, в напряжениях экономических катастроф, во времена тотальных поражений – военных, или идеологических, – когда невозможно опереться на какие-то наличные, нормальные структуры гражданского общества, возникает ужас перед н а с т о я щ и м, или даже – ненависть к настоящему, к жизни как она есть. Нормальная, устроенная, обычная частная жизнь представляется не только невозможной, но и – слишком «бюргерской», скучной, вялой и – опять-таки – самоответственной. Оказывается соблазнительным ловить рыбку жизненного выигрыша в мутных водах насилия, экспроприации и вселенских катастроф. Во имя неясного будущего (утопизм, мессианизм), или доисторического прошлого /кровь, раса, род/ отвергается и презирается трудное настоящее.

Для любых форм нацистской идеологии характерно это презрение к н о р м е, к опасному Рrе sens - y . К именно в этом моменте наша современная ситуация приближается (социально-психологически) к типичным пред-фашистским устремлениям. Даже острее чем в сталинские времена. Дело в том, что бегство от настоящего формирует некий миф тождества между «давно прошедшим» и «мессианско-будущим» временем,

Мессианское представление о всечеловеческой цели э т о г о (моего!) народа оказывается, одновременно, пробуждением сил к р о в и, сил извечно расовых, исконно – в почве – укорененных. Этот страшный момент, когда мгновение настоящего до донышка исчезает в абсолютном тождестве безответственных – за меня отвечающих – прошлых и будущих веков.

Такое слияние «футур-утопизма» и «голоса крови» действительно отличается от модели сталинизма, где прошлое и будущее все же не совпадали, где еще оставался зазор для нравственного сопротивления одиноких, разумных, творчески устремленных людей. Сейчас такого зазора в идеологии «Памяти» или ОФТ уже нет совершенно, сейчас, в связи с крахом коммунистической утопии все более назревает откровенная опасность буквально «национал-социалистической» идеологии, как идеологии массовой. Это еще только слабое облачко на горизонте, но ветер несет его все ближе, облако все более вырастает в клубок предгрозовых туч.

И здесь включается еще один момент, который можно назвать «мистикой порядка» (сравните тот же немецкий Оrdnung ), как ни противоречит, на первый взгляд, эта мистика – экстазу всеобщего насилия. Призрак Сильной Руки, соблазн насилия во имя победы над анархией, над странной свободой воли отдельных индивидов, все это органично входит в пред-фашистский «синдром». Но, повторяю, это не просто стремление к н о р м е, это некая взвинченность, мистика порядка, это - порядок абсолютной и самодовольной непорядочности. Сегодня, в нашей стране, на фоне разрушения всех нормальных структур общественной, экономической, нравственной жизни, такая мистика Порядка становится одним из важнейших источников фашиствующего сознания («Долой болтунов! Долой Митинг! Долой разномыслие!»)

И еще один симптом. Это – трудность – опять-таки, особенно в наших условиях, – понять и принять те формальные права, что несет в себе нормальная демократия, гражданское общество. Фашизм всегда продиктован ненавистью к бессодержательной Форме, к формальному равенству возможностей (= к предпринимательской инициативе). НЕТ, нам подавай буквальное, «стесанное» равенство. НЕ равенство возможностей и прав, но завистливое уравнение всех людей, всех способностей и умений.

Это – ненависть к скучным формам Права во имя мистических содержательных Сущностей. Такая неприязнь к буржуазным ценностям формального права крайне для нас характерна и опасна. Между тем, если Античность внесла в культуру феномен э с т е з и с а, а Средневековье – сосредоточенность свободной воли нравственной личности, то буржуазная цивилизация выявила – и в этом ее вечный смысл – особое значение правовых формальных отношений, уважение к и н о м у мнению, слову, делу, если оно не нарушает моих, столь, же всеобщих прав на свое дело, слово, мысль. Маркс когда-то писал, что идея общественного договора означает сведение человека к б у р ж у а, к частному лицу. Однако, я думаю, что понимание человека как буржуа - одно из всеобщих определений человека, и сейчас, и в будущие времена. Быть «буржуа» (в этом широком смысле, в смысле владения своей рабочей силой, своими творческими и предпринимательскими потенциями) – нас это страшно раздражает, нам претит бюргерская умеренность, нам трудно понять, что эта «ограниченность» таит в себе все возможности творческого сосредоточения личности Нового времени. Но пока мы не расстанемся с этим предрассудком, мы не гарантированны от соблазнов фашистского экстаза.

Вот сколько симптомов имеет синдром фашизма. Но думаю, что есть одна лакмусова бумажка, позволяющая сразу же выявить назревающую болезнь. Это – антисемитизм(в самом широком смысле этого слова). Внешним существенным знаком объединения всех этих симптомов в один взрывной удар оказывается ненависть к «Евреям» (какой бы национальности они ни были), разоблачение каких-то вариантов «сионистско-масонского заговора». Для фашизма необходимо найти основного врага не извне (это всегда найдется...), но изнутри, как нечто, по определению, – рассеянное, внедренное и индивидуализированное. Пусть я лично ничтожен (комплекс неполноценности обязателен – для фашистского умонастроения), но как носитель некоей мистической целостности, слитности – я всемогущ и всевластен. И все это благодаря тому, что в моих силах выжечь из «наших рядов» некоего «выродка», «изгоя», «пришельца», «одиночку». Необходимо очистить п о р ы исходной слитности, вжаться друг в друга до полной тождественности. Идея борьбы с внутренней «диаспорой» любого толка – это характерный «вторичный половой признак» пред-фашистских настроений. (В сталинской модели такую «диаспору» воплощал в двадцатые и тридцатые годы – и н т е л л и г е н т, любого национального происхождения.)

Вообще, не существенно, кто именно внутренний враг, ненависть к которому дает ощущение превосходства – не личного, не заслуженного, но – заданного «мистически», какие бы преступления ни были на моей личной совести, – заданного кровью, классом, исторической миссией. Существенен вздох освобождения от личной ответственности, от насущности личного искупляющего п о с т у п к а. Поэтому «евреи», или «цыгане», или иные «инородцы» здесь тождественны в одном, точнее, – в двух смыслах (бессмыслицах). Во-первых, они должны быть вне врожденного единства крови, или – исторического выбора, – они – «одиночки», «рассеянные», «внедренные», «себе-всем-обязанные выродки». Во-вторых, их должно быть «мало». («Малый народ») Они легко могут быть уничтожены, истреблены, их исчезновение представляется вполне достижимым излечением от собственных пороков и болезней.

Если сосредоточить все эти импульсы, питающие пред-фашистский синдром, возможно сформулировать суть дела в некоем противопоставлении трагическому «катарсису» в понимании Аристотеля. Мы помним, что «катарсис» означает внутреннее духовное очищение, освобождение, возникающее в момент соединения двух трагических эмоций: СТРАХА и СОСТРАДАНИЯ. Фашистский импульс ненависти и убийства (порабощающее сознание) возникает в слиянии СТРАХА и ЗАВИСТИ (о страшной силе демонов всеобщей зависти, свирепствующих в условиях «прусского коммунизма» очень точно писал Карл Маркс). Когда два эти призрака подгоняют друг друга и взвинчиваются до предела – у порога – ужас «национал-социализма».

Теперь снова вернусь к тому, с чего начал свое размышление. К социальным основаниям массовой нацистской опасности в 90-е годы нашего века.

Здесь два момента. Один – усиливающий и культивирующий фашистские корни. Второй – их ослабляющий.

В социальном плане угроза массового национал-социалистического умонастроения питается сейчас злыми имперскими устремлениями и имперской памятью люмпенов России (им несть числа). И, с другой стороны, – уравнительско-сталинской, административно-социалистической жаждой власти. Это – питательная почва для слияния националистической и социалистической ностальгии. Пока эти импульсы охватывают меньшинство населения, – какой радостью были для меня прошедшие выборы, – но слабость и раздор демократических сил оставляют всеболее опасное «место пусто...».

Однако, есть основания и для оптимизма. В более отдаленной,но иболее мощной перспективе таким основанием становится тот самый новый тип социальности, с которого яначал свои печальные размышления. Однако,в конце XX векаэтот новый типсоциальности (разрушение классовых ниш) совсем изменил свой смысли характер, в малых группах, в социуме свободного времени, во всеобще-индивидуальном труде современных пост-индустриальных структур (НТР, компьютерная революция) назревает уже нелюмпенское сознание иподсознание трущобных ночлежек и уравнительской зависти, но сознание глубокой и насущной самодетерминации. Конечно, этот момент гораздо более ощутим в Японии или в Швеции, но и для нас,– пусть в качестве нарастающих устремлений и духовного «соседства», - этот моментвсе более актуален и реален. Каждый шаг, укореняющий на нашей почве гражданское, нормальное общество, углубляет и нормализует такую реальность и насущность. Живое возвращение к нормам свободного предпринимательстваи свободного творчества (для молодежи это уже сейчас – ключевое сознание) все более превращает прото-фашистские судороги внечто мало интересное, скучно-клоунадное.

Какой же можетбыть вывод? До вывода ли здесь... Конечно, фашистская опасность – отнюдь не фантом ине пропагандистское пугало, это – вполне серьезнаяугроза, но еще не массовое движение. А дальше – дело за определенностью действий и ясностью разума радикально-демократической оппозиции. На власть здесь надежды уменя нет.

Владимир БИБЛЕР

1990 г.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Прошло 20 лет с того времени, как В. Библер написал это эссе, но сегодня оно, может быть, увы, актуальней чем тогда. Змеиное яйцо нацизма, национал-социалистического фашизма, заботливо высиживаемое разными наседками, уже треснуло…

В. Библер указывает несколько условий появления феномена фашизма в XX веке. Здесь, в России, и теперь, в начале века XXI , установлен тот самый «порядок абсолютной и самодовольной непорядочности», при котором все эти условия налицо.

Страна, где вся экономика сведена к выкачиванию нефти и газа, а вся политика – к вертикали ручного управления, – порождает массы, лишенные образования, перспектив трудоустройства, жизненных перспектив вообще. Это материал, готовый для фашизации.

Циничная этикетка «суверенной демократии» скрывает неслыханное расслоение общества на «суверенную бюрократию» и «подданных», которые в свою очередь расслаиваются на прикормленных верноподданных и прочую массу, брошенную на произвол, обреченную выживать в экстремальных условиях. И это материал, готовый для фашизации.

Разрушение институтов гражданского общества, фиктивность институтов государства сводит сложную общественную и политическую жизнь к нулю. В ход идут примитивные схемы футбольных фанатов: наши – не наши, русские – нерусские… Что ж удивляться, что власть находит общий язык с фанатами, ей не о чем говорить с серьезной оппозицией.

В сложном и многообразном комплексе, именуемом «фашизм», В. Библер выделяет и настойчиво подчеркивает самый главный мотив – страх человека перед необходимостью думать и решать самому, страх свободы. Именно в этом коренится и любовь к «порядку», и ксенофобия, и антиинтеллектуализм, и антилиберализм, и мистицизм, и агрессивный нацистский «патриотизм».

С каким видимым удовольствием, не особенно даже лицемеря, вполне казалось бы просвещенные люди освобождаются нынче от «химеры совести». Совесть – в отличие от цинизма – штука некомфортная, требует думать там, где хочется «заниматься своим делом», думать самому, одному, может быть, вопреки «высшим» милостям… Личное казалось бы дело, но именно цинизм и цементирует «порядок абсолютной и самодовольной непорядочности».

Ксенофобия – это отвержение чужого, отказ от попыток понять другого – другого по манерам, по способу мыслить, по идеологии, по вере и традиции… Но именно это и значит – отказ от понимания вообще, потому что понимать – это всегда понимать нечто другое чем Я. Отсюда принципиальный антиинтеллектуализм и антирационализм «фашистского комплекса».

Антисемитизм в широком смысле – это не ненависть к людям семитской крови. Это ненависть (мотивированная, как точно подмечает Библер, страхом и завистью) к людям, настаивающим на своем праве быть особенными, к людям, думающим, отказывающимся сливаться в экстазе с ликующей или заходящейся в ненависти массой. Ненависть к «очкарикам», «интелям», людям «с бороденками», как выразился «нацлидер», – кем бы они ни были по происхождению.

Любовь к железному порядку – это страх перед непонятным, сложным, дробным, плюралистичным миром, миром, в котором каждый стоит перед необходимостью выбора.

Все это, как пишет Библер, феномен 20-го века. Но мы видим в 21-м веке тот же комплекс.

Мы видим и кое-что новое по сравнению с 90-ми годами, но пугающе напоминающее 30-е годы прошлого века. Речь о циничном разжигании и использовании фашистских настроений масс государственными деятелями самого высокого уровня. В 90-годы этого в нашей стране не было – или почти не было.

На вопрос «Возможна ли победа фашизма в новой России?» приходится отвечать: к ужасу здравомыслящих людей, очень возможна – больше чем в Советском союзе 90-х годов.

Анатолий АХУТИН,

Ирина БЕРЛЯНД,

сотрудники философского факультета РГГУ

25. 01. 2011 г.


1 Впервые опубликовано в: "Информационный бюллетень по проблемам репатриации и еврейской культуры". 1990 г., № 8-9. Републикация: Российская миграция. Информационно-аналитический жупнал № 2-3 (47-48).