Развернуть | Свернуть

Translate page

Increase text size Decrease text size

Новости

17.05.2023

Уважаемые читатели сайта, представляем вам новую книгу Анатолия Ахутина HOMO EUROPAEUS

Google составляет рейтинг сайтов на основе поведения пользователей на них. Понижает рейтинг: Зайти и тут же выйти, никуда не кликнув. Повышает рейтинг: Зайти, пару раз кликнуть по ссылкам сайта и выйти через ссылку рекламодателя.

Ошибка? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter


На гранях логики культуры

Рождение автора - тема искусства XX века

(к статье Ролана Барта “Смерть автора”)

1. Замысел и смысл культуры XX века возможно сосредоточить в антитезе: “Смерть автора (читателя, произведения) - Рождение автора (читателя, произведения)”. Это - и “предмет” культуры, в особенности - искусства XX века (в его проекции на век XXI), и тема и пафос этой культуры. Конечно, такое сосредоточение не единственно возможное; возможно - и иначе, но сейчас я буду осмысливать именно этот поворот, начинающийся на полях статьи Ролана Барта “Смерть автора”.

В “Охранной грамоте” Борис Пастернак писал: “Из всего искусства именно его происхождение переживается всего непосредственнее и о нем не приходится строить догадок... Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновение, и лучшие произведения мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле повествуют о своем рожденьи...”

Чтобы пояснить мой исходный тезис, я мог бы соединить мысль Пастернака с тремя соображениями.

Во-первых, рождение произведения есть собственная тема произведения именно XX века и - всех эпох культуры, но понятых в ключе нашей современности.

Во-вторых, тема рождения произведения достигает в XX веке особенной ясности и трагедийности в перипетиях рождения автора, на “левом” срезе сцепления: автор - произведение - читатель.

В-третьих, эта трагедийность коренится в дихотомии: рождение автора - смерть автора, в постоянном катарсисе заново - ...впервые - ...рождения.

Это последнее утверждение предполагает, что в самом теле произведения культуры XX века возникает насущный диалог философского (именно философского, изначального) разумения, остранения и - эстетического предельного воображения. Теперь внимательнее.

2. Начну с самого сильного и наиболее забегающего вперед предположения1: в XX веке всеобщее бытие - мое, общения Я - Ты, всего бесконечного и вечного Космоса (если взять определение XVII-XIX веков) - понимается так, “как если бы...” оно было произведением. Это означает:

во-первых - во всеобщем бытии угадываются два (как предельный минимум) соавтора и - одновременно - “читателя”, по эту и по “ту сторону” (?!) бесконечного и вечного бытия. То есть бытие втянуто - в XX веке - в общение двух (бесконечно многих) всеобщих разумов, современных друг другу: античного - средневекового - нововременного; западного - восточного; возможных и еще не актуализированных форм разумения, встречающихся и порождающих друг друга в феномене бытия - произведения;

во-вторых, это означает, что всеобщее бытие - бесконечно-возможно, и каждое его прочтение есть актуализация одной из таких бесконечных возможностей. Всеобщее бытие не только в будущем, но и в настоящем - “возможностно”, как каждое произведение реального искусства. Каждое

такое “прочтение-созидание” всеобщего бытия есть актуализация его нового смысла, без всякого изменения его “нормального” строения, его данностей;

в-третьих, это означает, что индивид - в той мере, в какой он культурен (в смысле XX века), все время стоит перед задачей: понять себя как возможного соавтора предметного бытия; сосредоточиться на грани авторства и - индивидуального вне-авторского частного лица. Тогда - поскольку речь идет об онтологии - возникает глубоко трагическое ощущение некоего кануна бытия (в его всеобщем, безначальном смысле), некоего “мира впервые”. Но этот же момент есть канун - наиболее возможного - срыва в ничто. В никуда. Причем надо все время помнить: всеобщее и безначальное бытие есть всегда и ни в каком - действительном - авторстве... не нуждается.

И еще одно.

Такое - лирическое - авторство может и должно осознаваться и реализоваться - одновременно - как дело чисто автобиографическое, сугубо индивидуальное и - как дело метафизически значимое, как насущная встреча различных разумов и культур. Намеченный здесь феномен значим в XX веке в самых несхожих сферах: во встрече Ньютоновой и боровской физики (“принцип соответствия”, “соотношение неопределенностей”), в сдвиге античного и нововременного миропонимания (искусство); в роковом сопряжении Запада и Востока (образующем и раздирающем обыденное сознание современных людей - в Европе, в Азии, в Африке).

3. Ближе к искусству. В искусстве XX века (это - для простоты, чтобы не говорить о культуре в целом...) намеченная только что проблема авторства (как темы и предмета размышления) приобретает антитетический характер. Все современное искусство держится на “стравливании” и “взаимоостранении” смысловых доминант: античных, нововременных, средневековых (если оставаться только в пределах Запада), на постоянном монтаже и режиссировании общения разных культур. Живопись. Музыка. Поэзия. Архитектура. Тем самым авторство как бы уходит в тень. Современность - в первом эстетическом акте - воспринимается как смерть автора, как опустошенное поле встречи самоостраняющихся (если “наладить” их пограничье) художественных миров. Некая игра в эрудицию, в спор цитат. Автор как бы и не нужен. XX век тогда выступает как бесконечный взаимоинтерпретатор и хитроумный Хулио Хуренито - уже состоявшихся или еще возможных диалогов между реальными и всемогущими авторами-культурами. Это своего рода “поручик Киже”, собственного лица и голоса не имеющий. И - вместе с тем - лирическое, да еще претендующее на онтологию начало современного авторства с особой напряженностью и эгоцентричностью стремится к своему случайному голосу - этому, сиюсекундному, от-всех-отличному. Да еще - с предельной насущностью собственного Собеседника - в мандельштамовском предельном отдалении; в пастернаковском ближайшем касании. Читатель (созерцатель чужих картин, чужих книг), соединяющий бесчисленные фрагменты и высказывания в своем “несчастном сознании”, подчистую вытесняет автора, радостно свергает его диктатуру, предполагает подменить читательским произволом - авторскую свободу... Но - сразу же, в том же действии - уничтожает себя как читателя (то есть всегда - соавтора, внимательного к своему alter ego), уничтожает смысл (и идею) произведения, которое творится заново только в той мере, в какой оно извечно и самотождественно. Читатель превращается в захудалого “чтеца”, вычитчика или (и) вне-культурного бомжа... И сразу же, вновь - с особой силой - возникает исходная жажда авторства, стремление понять себя - индивида - как автора, значимого даже онтологически (см. выше); автор становится извечной темой искусства, в том числе - искусства чтения, трудностей соавторства.

В итоге большинство основополагающих произведений искусства XX века посвящены теме “рождения произведений”, проблеме превращения частного лица - в отстраненного и выброшенного из автобиографии Автора. Как “лирического героя”, как антилирического героя, вытесняемого из тесной ткани произведения - в особенную жизнь вне произведения, в сферу общения с Читателем - столь же вне произведения расположенным, из произведения вытесненным.

Но, определяя это своеобразие искусства (точнее: целостного осмысления бытия...) в XX веке, вкратце очерчу всеобщий схематизм каждого произведения культуры. В различных исторических формах произведение всегда (конечно, по замыслу автора) проецирует из “себя” и “во вне себя” - в ум и сознание читателя - образ автора и образ читателя. Так начинается исходный эстетический диалог идеального читателя и - читателя реального, этого автора “в образе” и - автора, созидающего этот образ. На этой основе происходит и второй - возможно, основной - диалог между автором (в его двойном смысле) и читателем (зрителем, слушателем...), также не совпадающим с самим собой. Повторю: из “нутра”, из “полотна” произведений проецируются автор и читатель - как некто и некто, “вышедшие из головы Зевса”, то бишь того же автора, и - как некто и некто, извне, реально вступающие в эстетическое общение. После этого уточнения вернемся в XX век, в перипетию сознательно изображаемого - рождения автора. Что означает: лирическое начало есть доминанта искусства (и - философии) XX века. Как трагедийное начало - в античности, жизнь “в-(о)круге-храма” - в средние века, романное начало - в новое время... Теперь - следующий круг анализа.

4. Эта - из сферы “диалога культур” идущая - проблема авторства внутри собственной культуры XX века преображается в новую проблему и новую тему. В искусстве (для меня это только синоним понятия культуры), конгениальном нашему столетию, онтологичность авторства (мир впервые) и странное борение - автор-читатель, их взаимоаннигиляция (см. тезисы 2, 3) - достигают собственно художественной значимости благодаря тому, что материал, “как сопротивление материала”, как - воспроизводимый в произведении - канун произведения. Будь ли это “конкретная музыка”, или “абстрактная живопись”, или - необработанный камень в скульптуре, или - звуковая и смысловая заумь в стихе - везде и всегда до-культурный хаос оказывается особенно значимым не только и даже не столько в “закрытой авторской келье”, сколько в материале, выданном на-гора. Хаос до-культурного мира здесь постоянно втянут внутрь произведенческого ядра, в смысловую ткань общения “автор - читатель - соавтор”. И в этом ядре он - хаос, доначальный и добытийный мир - не растворяется, не “космизируется” (как в античности), но сохраняется и укореняется в своей до- и вне-культурности с особенной силой сопротивления и самобытности. Но - повторю еще раз - укореняется внутри культуры (произведения), в самом его ядре, в самой напряженности общения: автора с самим собой; автора и читателя; читателя (как он дан феноменологически) - с читателем (как он предположен из недр произведения). Эта перипетия в невероятной степени обостряет смысл соавторства, каждый раз “доводящего” произведение до завершенности и - всякий раз снова - возобновляющего модальность кануна (то есть еще-не-произведение). Замечу (лишь мимоходом), что в этой проблеме - особый смысл споров Бахтина и ОПОЯЗа, и даже глубже - онтологии и - поэтики творчества в XX веке.

Может быть, сильнее и осознаннее всех воплотил в своих полотнах тему рождения автора Пикассо. Здесь и “стравливание” различных форм культуры, и - почти невозможное - авторское расталкивание этих чужих форм, авторская воля где-то в зазоре (в - заново-изобретении) иных смыслов авторства. Здесь и невероятная мускулатура торможения изображенного в самом его начале, в промежутке материала (хаоса) и воплощения (космоса). Здесь и трудное средостение остраненного разумного обнаружения сути вещей (изображаю так, как понимаю...), и - непосредственного движения кисти (как ей самой заблагорассудится...). Здесь и радостное провоцирование зрителя на домысливание, до-изображение, до-работку - монструозного проекта в цельность классической пластики, и - столь же безоглядный соблазн развинчивания целостной вещи - в ничто. Это почти формула искусства (мысли) XX века. Слово “формула” понимайте, как хотите - как комплимент и как инвективу. Годится и то, и другое.

Думаю, ясно, что в четвертом тезисе дополнительно затрудняется и усиливается проблема авторства - как тема и предмет искусства XX века.

5. Все, пунктирно очерченное выше, имеет собственный культурный и логически работающий смысл только с учетом двух предполагаемых, но здесь еще не актуализированных контекстов.

Во-первых, это - контекст истории авторства (в культуре Запада), как эта история фокусируется и проецируется в сложном сосредоточенном образе Автора XX века. Все, что я уже сказал, было бы “не в фокусе”, если бы мы не имели в виду следующее уточнение: автор - как основная тема искусства XX века - это некое сопряжение автора современного (в онтологической значимости лирического начала) - с автором трагедийного произведения, с трагедийным образом автора - с автором исповеди, “жизни-в-(о)круге-храма”, с житийным образом автора - с автором романа моей жизни, с образом автора, как он формируется - скажем, для наглядности, в “Дон-Кихоте” Сервантеса. Грань и тематическая напряженность авторства в культуре XX века - это не только грань произведения и - его начала. Это одновременно - и в том же отношении - грань и взаимодействие разных исторических форм авторства - как они актуализируются в лирическом начале (XX век).

Во-вторых, - это контекст взаимоопределений собственно поэтического (это точнее, чем - “культурологического”) анализа и - анализа логического, понятийного; анализа, направленного на новое понимание, ориентированного к разуму XX века, если XX век имеет и разум, а не только свое безумие (что - чаще и острее, но я говорю о - пусть слабых - потенциях разума). Важно понять, что весь предлагаемый анализ (точнее - синтез), начиная с первого тезиса, был осуществлен в этом - понятийном - контексте.

Конечно, в этих тезисах и первый и второй контексты в значительной мере скрыты, словесно не выявлены, но ощущать их необходимо, и я пытался спровоцировать это ощущение. Но не буду путать словом “провокация”; в любом случае эти логические узелки надо кое-где выводить на поверхность и вдумываться в них.


1 Обоснованного в моих философских работах.